ПРОГРАММЫ , РЕАЛИЗУЕМЫЕ В МБДОУ <<ДС №382 г.Челябинска>>:

ЦЕЛЬ: Коррекционное педагогическое взаимодействие как средство снижения ограничений здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (аллергопатологией) в условиях ДОУ.

ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ "ДС№382 г.Челябинска";

• Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20.05.2015 г. №2/15);

«Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016; 

В.А. Нагорная  "Я+мир=?" Педагогическое реабилитационное взаимодействие как предупреждение ограничений в развитии детей дошкольного возраста, страдающих аллергопатологией. - Челябинск, 2006;

программа для групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ (ТНР) МБДОУ "ДС №382 г.Челябинска".

- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с ТНР (одобрена 2017 г)

Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой . - Санкт-Петербург :Детство -Пресс, 2015.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ и АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ:

• «Я + мир =?» В.А. Нагорная. Программа эколого-педагогического взаимодействия с детьми дошкольного возраста, страдающими аллергопатологией;

• «Я + мир =?» В.А. Нагорная. Методическое пособие к программе;

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ:

по формированию здоровья детей дошкольного возраста:

• «Здравствуй!» М.Л.Лазарев;

• «Я и моё здоровье» Т.А. Тарасова;

• «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.К. Макеева;

по экологическому воспитанию:

 «Юный эколог» С.Н.Николаева;

по художественно-эстетическому воспитанию:

 «Цветные ладошки» Лыкова И.А.;

по музыкально-эстетическому воспитанию:

"Ладушки" Каплунова И., Новоскольцева И.

региональный компонент:

• «Наш дом - Южный Урал» сост. Е.С. Бабунова

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ.

Осуществляется системный сбор материала по коррекционной педагогике для детей с аллергопатологией по следующим направлениям: • музыкотерапия; • игротерапия; • трудотерапия; • гипоаллергенное пространство; • гипоаллергенное питание; • режим дня (концепция «Здоровьюшко»); • педагогические средства, специальные формы, методы и приёмы по руководству деятельностью с детьми.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ. • окружающее предметное пространство; • окружающая природа; • окружающий социум; • диагностика; • контроль. 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: • Педагогический совет.

 Аннотации к программам.

 ПРОГРАММА "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ".

Приоритет Программы—воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций,имеющего свое мнение и умеющего его отстаивать. Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция,творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

ЮННЫЙ ЭКОЛОГ - ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ/ ПОД РЕД. С. Н. НИКОЛАЕВОЙ

Данное пособие посвящено экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно включает в себя программу "Юный эколог" и подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОУ. В основе книги лежат теоретические и практические исследования в области экологического воспитания дошкольников, проводимые автором на протяжении многих лет. С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда». В современном мире проблемы экологии и охраны окружающей среды особенно актуальны. Люди еще не научились осознанно и правильно взаимодействовать с природой без ущерба для себя и планеты. Одним из аспектов решения этих вопросов является система непрерывного экологического образования. Она предусматривает развитие экологического сознания и экологической культуры, начиная с дошкольного детства. Программа «Юный эколог» имеет ряд важных особенностей. Во-первых, она создана на основе главных понятий и ведущих идей экологии – относительно молодой науки, которая быстро эволюционирует от науки биологического цикла в 70-е годы прошлого столетия до уровня одной из биосферных наук, достигающей в настоящее время философского и методологического статуса. Понятия и идеи, взятые из экологии, адаптированы к психолого-педагогической специфике дошкольного детства. В программу включены экологические знания, которые дошкольник может освоить наглядно-образным мышлением на близких и понятных ему примерах. Во-вторых, программа ориентирована на детей и взрослых – специалистов дошкольного воспитания. Она состоит из двух подпрограмм, цель первой – формирование начал экологической культуры у дошкольников, второй – развитие экологической культуры у работников детского сада, создающих условия и осуществляющих это воспитательное направление. Взрослые, не знающие законов Природы, не осознающие всей глубины и последствий неправильного взаимодействия с ней, не могут достаточно эффективно воспитывать детей. В-третьих, программа имеет широкое теоретическое и учебно-методическое обеспечение. Разработаны и экспериментально апробированы технологии работы воспитателей с детьми всех возрастных групп (от первой младшей до подготовительной). Книги-технологии неоднократно переиздавались («Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы»; «Методика экологического воспитания в детском саду. Методика работы с детьми средней и старшей групп детского сада»; «Экологическое воспитание младших дошкольников»), в настоящее время новым циклом они выходят в издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».

Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ Т.А. ТАРАСОВОЙ, Л.С. ВЛАСОВОЙ

В настоящее время пути и средства оздоровления детей-дошкольников сводятся в основном к комплексу профилактических мероприятий, т.е. утверждается принцип «Здоровье — это отсутствие болезней». В современных экономических условиях из-за недостаточного финансирования в здравоохранении снижается объем профилактической работы. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М.Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем наполовину — от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста. В этих условиях особенно важной становится задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств неспецифической профилактики заболеваний. Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т.е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни. Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и педагогов, которым, к сожалению, еще не хватает соответствующей информации о методах сохранения и защиты здоровья у детей. Пособие «Я и мое здоровье» направлено на решение проблемы навыков здорового образа жизни и воспитания у дошкольников, которое должно сформировать у детей мышление, нацеленное на здоровый образ жизни, на сохранение и развитие индивидуального здоровья. Валеология как наука о здоровье человека возникла в 80-е годы XX в. из синтеза биологии, антропологии, гигиены, психологии и других наук о человеке и его окружении. Под индивидуальным здоровьем в валеологии понимается сохранение и развитие биологических, физиологических и психических функций человека, оптимальной трудоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности активной жизни. Исходя из этих позиций авторы рассматривают проблемы физического развития и здоровья детей дошкольного возраста, педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, направленного на формирование у дошкольников умений и навыков здорового образа жизни, знаний о собственном организме и здоровье в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Валеологическое воспитание и обучение дошкольников в контексте данного пособия используется как обобщающее понятие здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, нацеленных на укрепление и охрану здоровья детей, что является приоритетным направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений. В пособии содержатся методические рекомендации по валеологическому обучению и воспитанию дошкольников в детском саду, формированию у каждого педагога и ребенка здорового образа жизни. Отмечаются неограниченные возможности человеческого организма в созидании собственного здоровья, которые необходимо развивать в течение жизни. За основу предлагаемых разработок взяты положения об охране и укреплении здоровья детей в «Концепции дошкольного воспитания», где сказано, что целостное развитие дошкольника является основным смыслом всего дошкольного воспитания, которое сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Как отмечается в Концепции, существенное место должно отводиться «гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни как среди детей, так и среди взрослых — педагогов и родителей». Пути достижения физического и психического здоровья ребенка должны пронизывать «всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей». Наряду с этим концептуальной основой данного пособия являются научные разработки известных специалистов о методах активного формирования здоровья; о требованиях к самому человеку как регулятору своего здоровья; о развитии установки у детей на укрепление, сохранение здоровья, усвоение определенных гигиенических, медицинских умений, соответствующих физиологическим возрастным особенностям, а также существующие в дошкольной педагогике положения о ценностях здорового образа жизни. В пособии раскрываются следующие цели валеологического образования и воспитания дошкольников: • воспитание у детей культуры здоровья, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни, проявление глубокого интереса к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих; • создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребенка. Реализация поставленных целей позволяет решать следующие задачи: • воспитывать здоровьесберегающее сознание детей, включающее в себя элементарные знания о своем организме, методах его закаливания, стремление заботиться о собственном здоровье, вести здоровый образ жизни; • развивать знания и умения, направленные на оздоровление,укрепление индивидуального здоровья, проектировать собственный вариант здорового образа жизни; самостоятельно (по возможности) решать возникающие проблемы здоровья; • воспитывать здоровьесохраняющее мировоззрение, т.е. взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека; • формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни. Основными принципами программно-методического обеспечения пособия «Я и мое здоровье» являются: • доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность; • формирование базисных основ культуры здоровья; • интеграция знаний из различных наук с целью формирования соответствующего мышления и поведения; • личностно ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности; • учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом возрастном этапе; • активное овладение детьми элементарными знаниями о своем здоровье и навыками его сбережения; формирование деятельностно-практического отношения к полученным знаниям о себе и своем здоровье; • организация здоровьеразвивающей предметно-игровой среды в детском саду. Стратегия данного пособия — увеличение количества и качества здоровья у каждого ребенка.

РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ/ ПОД РЕД. Л.М. БЕЗРУКИХ, Т.А ФИЛИППОВОЙ, А.Г. МАКЕЕВОЙ

В Конвенции о правах ребенка сказано, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. Здоровье детей – это здоровье нашей нации. Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Ведь не зря говорят – «Здоровье не купишь – его разум дает!».

НАГОРНАЯ В.А. «Я + МИР = ?» Педагогическое реабилитационное взаимодействие как предупреждение ограничений в развитии детей дошкольного возраста, страдающих аллергопатологией.

Отражает вопросы организации педагогических условий в ДОУ, отработана система педагогического реабилитационного взаимодействия, рассмотрены содержание, формы, методы и приемы формирования у детей знаний, навыков безопасного контакта с объектами и явлениями окружающей среды.

"НАШ ДОМ - ЮЖНЫЙ УРАЛ". Обращение к народной традиционной культуре как средству воспитания у детей национальной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, осознания своего национального «Я», расширения информационного уровня, формирования эмоциональной отзывчивости, дружелюбия актуально и общезначимо.  

        Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.  

        Задачи программы:  

способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;  

— формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона;  

— развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.  

        Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов региона Южного Урала.  

        Результатом педагогической работы рассматривается воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики.       Приобщение детей к народной культуре предполагает развитие у детей эмоционально-действенного отношения, информационно-интеллектуальной компетентности, этнокультурную социализацию.  

        Содержание программы строится на принципе сквозной реализации идей народной педагогики.

        Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики является результатом об-разовательного процесса. В связи с этим данный результат можно рассматривать как одно из проявлений образованности личности, характерной для 6-7 лет.

        Идеи народной педагогики в программе «Наш дом — Южный Урал» реализуются через средства народной педагогики.

        Научная разработка программы предполагает описание форм и методов реализации содержания, причем технология включает комплексное задействование всех средств и идей, их взаимопроникновение и взаимообусловленность; наличие внешних и внутренних связей; наличие мониторинга использования средств; анализ результатов внесения программы в образовательный процесс ДОУ.

         Разработчики региональной программы описывают средства народной педагогики, их воспитательные возможности и дают общие рекомендации по использованию данных средств, реализующих идеи народной педагогики Южного Урала.

 

И.М. КАПЛУНОВА «ЛАДУШКИ»

Данная программа представляет собой план работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет.

       Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

       Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки , целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем В основе парциальной программы «Ладушки» - воспитание и развитие гармонической и творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности. 

        Отличием программы «Ладушки» является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми. На музыкальных занятиях, вечерах досуга органично сочетаются музыка и движение, музыка и речь, музыка и изобразительная деятельность, музыка и игра. Программа выстроена адекватно возрастным возможностям детей дошкольного возраста, учитывает их психо-физиологические особенности. Строится на принципе партнерства, что дает возможность сделать учебный процесс интересным, творческим, радостным и эффективным.

       Программа имеет содержательное методическое обеспечение, которое охватывает все сферы музыкальной деятельности ребенка и педагога. Это конспекты занятий в каждой возрастной группе, пособие и дидактический материал по развитию чувства ритма, упражнения пальчиковой гимнастики, комплексные занятия по различным темам, патриотическое воспитание, знакомство с фольклором, танцевальная и игровая деятельность, организация спортивных, новогодних, веселых и необычных праздников и досугов. В качестве методического обеспечения прилагаются компакт-диски с яркими, необычными аранжировками, которые украсят любое занятие и праздник и сделают их более интересными и запоминающимися

        Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов. В программу включен раздел - `Развитие чувства ритма`. Разнообразные упражнения помогут детям легко двигаться и быстрее осваивать музыкальные инструменты.