ФГОС дошкольного образования

ФГОС ДО    (Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по Федеральным государственным образовательным стандартам утвердил Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. 

Как рассказал А.Асмолов, "в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг. 

В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития. 

Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры". 

В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании совета министерства образования и науки российской федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года. 

В соответствии с решением совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования совет министерства образования и науки российской федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. 

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году Федерального закона «Об образовании в российской федерации». 

Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом Примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Источник: министерство образования и науки российской федерации

Пресса о ФГОС ДО

Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы. Сборник №1

ФГОС ДО «по полочкам». Вопросы и ответы для дошкольников

Нормативно-правовое обеспечение.

Вопрос : Есть ли единый перечень нормативно – правовых актов, обеспечивающих введения ФГОС в образовательной организации.

Ответ: Единый перечень нормативно-правовых актов в настоящее время находится в стадии разработки и согласно Плану действий по обеспечению введения ФГОС ДО, утвержденному Министерством образования и науки РФ (далее – План действий) будет сформирован к июню 2014 года.  План действий опубликован на сайте ФИРО: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/Plan_FGOS_DO.pdf

Нормативно-правовое обеспечение будет включать документы федерального уровня, регионального, уровня учредителя образовательной организации, а также институционального уровня (уровня образовательной организации).

На федеральном уровне в дополнение к ФГОС ДО будут разработаны Методические рекомендации по разработке на основе ФГОС ДО основной образовательной программы дошкольного образования; письма Минобрнауки с разъяснениями по отдельным вопросам введения ФГОС ДО; порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования; примерные формы договоров на обучение по образовательным программам дошкольного образования, а также типовые формы локальных нормативно-правовых актов. Остальное нормативно-правовое обеспечение, которым должна руководствоваться образовательная организация, обеспечивается субъектами РФ,  учредителями образовательной организации и самой организацией.

Вопрос: Существует ли утвержденный федеральный реестр примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования на основе ФГОС ДО?

Ответ: На сегодняшний день реестр находится в стадии разработки. По Плану действий должен быть введен в действие в течение первого квартала 2014 года.

 Вопрос: На какие нормативные документы и/или методические рекомендации можно опираться при составлении или изменении основной образовательной программы дошкольной организации и Устава организации на основе ФГОС ДО?

Ответ: Основанием для разработки (изменения) основных общеобразовательных программ дошкольного образования является исключительно федеральный государственных образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Примерные программы дошкольного образования после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в Федеральный реестр примерных образовательных программ могут быть использованы в качестве ориентира/методического основания для разработки основных образовательных программ.

При составлении основной образовательной программы ДО также можно (но не обязательно) воспользоваться Методическими рекомендациями по разработке на основе ФГОС ДО основной образовательной программы дошкольного образования Минобрнауки, которые будут опубликованы ориентировочно в июле 2014 года.

Вопрос: Существуют ли действующие нормативные требования или рекомендации с учетом ФГОС ДО по оформлению и ведению документации педагогических работников дошкольных организаций, которые необходимо предъявлять при проверках РОСОБРНАДЗОРА?

Ответ: Данный вопрос регламентируется нормативными документами Рособрнадзора, а также уполномоченными структурами в субъектах РФ. ФГОС ДО данный вопрос не регламентирует.

Вопрос:  Установлен ли срок на переход ДОУ на ФГОС ДО?

Ответ:  В  соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать ФГОС ДО с момента вступления закона в силу, т.е. уже с 1 сентября 2013 года.

              Приказом от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» дата 1 января 2014 года обозначена как дата отмены ранее действовавших Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и вступления в силу ФГОС ДО.

При этом, Рособрнадзор обращает внимание в своем Письме от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 на статью 108 часть 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года и подчеркивает недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ.

Таким образом, срок перехода ДОУ на ФГОС ДО определен периодом, начинающимся со дня включения в Реестр прошедших экспертизу Примерных основных образовательной программ (хотя бы одной) и завершающимся не позднее 1 января 2016 года.

 Вопрос: Будут ли даны методические рекомендации с требованиями ФГОС ДО по внесению изменений в должностные инструкции работников дошкольных организаций, изменению штатных расписаний?

Ответ: В плане Минобранауки разработка таких методических рекомендаций не предусмотрена.  Штатное расписание образовательной организации и должностные инструкции ее работников разрабатываются самой организацией с учетом условий и требований осуществляемой образовательной деятельности, а также реализуемых основных образовательных программ. Для кадрового обеспечения условий качественной реализации программ ФГОС ДО обозначает единственное требование – непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени их реализации в Организации или в Группе.  

При составлении штатного расписания образовательная организация может ориентироваться на Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады) определяются действующим Постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88. При разработке должностных инструкций сотрудников образовательная организация может ориентироваться на "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н (http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html). 

Работа МБДОУ по введению ФГОС ДО

План -график сопровождения введения ФГОС ДО

Положение о творческой группе по разработке ООП ДО МБДОУ№382

План творческой группы по разработке ООП ДО

Приказы по МБДОУ о работе творческой группы по разработке ООП ДО

В связи с введением "Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (далее ФГОС ДО) образовательная работа в МБДОУ "ДС №382г.Челябинска" строится на основе   ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ "ДС№382 г.Челябинска".

Учебно-воспитательный процесс выстраивается на основе комплексно-тематического принципа планирования.В течение 1 недели во всех возрастных группах организуется работа по определенной теме во всех видах детской деятельности в течение дня (игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы и др.)